Замена подшипника в стиральной машине

Вы можете найти полезную информацию в этих статьях:


В стиральной машине Bosch сломался насос.Современные автоматические стиральные машины — это симбиоз точной механики и интеллектуальной электроники. Они по праву занимают верхние ступени классификации сложной бытовой техники, отличаются высокой надежностью, выполняют за нас тяжелую домашнюю работу и дарят нам массу свободного времени. Взамен от нас стиральные автоматы требуют немногого — соблюдать простейшие правила эксплуатации и вовремя устранять неисправности. Конструкция этой техники рассчитана на долгий срок службы — 15—20 лет, при аккуратном обращении не должно быть серьезных неприятностей.

Типичные механические поломки автоматических стиральных машин

Надёжность стиральных автоматов не исключает неполадок. В некоторых случаях они могут быть следствием заводского брака, но чаще всего случаются из-за нашего легкомысленного отношения (пресловутый человеческий фактор). В число механических узлов стиральных машин, с которыми происходят поломки, входят:

  • сливная помпа (насос);
  • стиральные барабаны, подшипники, вал, сальники, втулки;
  • люк загрузки с запорным устройством;
  • привод стирального барабана.

Все модели современных стиральных автоматов оснащены системой самодиагностики, позволяющей определять причины неполадок. В большинстве случаев при выявлении неисправностей происходит прерывание цикла стирки, что защищает бытовую технику от более серьезных поломок. 

 



Однако самодиагностика не всегда дает точное определение причин неисправности. Например, если машина не сливает воду, для этого есть четыре варианта поломок, а коды ошибок UE или Е4 (дисбаланс вращения барабана) стиральных автоматов Samsung указывают сразу на пять возможных причин, в числе которых выход из строя подшипников. Для опытного специалиста по ремонту бытовой техники, в отличие от доморощенного мастера, не составит труда по косвенным признакам уточнить «диагноз».

Классификация механических поломок по сложности ремонта

Поломка поломке рознь. Это абсолютная истина для любой техники, которая отражается в сложности ремонта, стоимости запасных частей и расходных материалов. В отношении автоматических стиральных машин классификацию механических неполадок по нарастающей сложности ремонта можно представить следующим списком:

  1. Ремонт привода стирального барабана. Для замены приводного ремня, шкива и даже электродвигателя достаточно снять заднюю панель корпуса, и вы получите свободный доступ к узлу. Исключение составляют стиральные автоматы с прямым приводом, у которых барабан одновременно является электромотором.
  2. Замена сливной помпы. Проще всего ее выполнить в стиральных автоматах с доступом к системе слива через открытое днище корпуса. Такую компоновку имеет большинство моделей брендов Indesit, Samsung, Beko, Ardo, Whirpool и других. Замена помпы в стиральных машинах немецкого производства, например, Bosch, Siemens, требует частичной разборки передней панели корпуса для обеспечения доступа к внутренностям техники.
  3. Ремонт люка загрузки и/или запорного устройства. Удобный доступ, но работа требует аккуратности для сохранения герметичности бака. Высокая стоимость запчастей является дополнительным предостережением против самостоятельного ремонта.
  4. Замена подшипника в стиральной машине по сложности приравнена к капитальному ремонту. Процедура требует самой высокой профессиональной подготовки и соответствующего оснащения. Выполняется в условиях сервисного центра, в отличие от других механических неисправностей, которые устраняются на дому.

Замена подшипника стирального автомата — не только самая сложная, но и наиболее дорогая процедура. Кроме того, узлы разных стиральных машин заметно отличаются по конструкции и способам доступа, из-за чего трудно дать универсальные рекомендации их по ремонту. 

 



Замена подшипников в стиральных автоматах с фронтальной загрузкой

Автоматические стиральные машины с фронтальной загрузкой пользуются большей популярностью, чем вертикальные машины, что хорошо видно на примере модельных рядов любого бренда. Среднее соотношение количества вертикальных и фронтальных моделей составляет 1 к 9. Кинематическая схема стиральных автоматов с фронтальной загрузкой намного сложнее, поэтому мы не рекомендуем менять в них подшипники самостоятельно. В качестве условного примера приведем алгоритм замены подшипников в стиральной машине Samsung:

  • снимаем верхнюю крышку корпуса и лоток для моющих средств;
  • убираем большой противовес, закрепленный сверху на баке;
  • удаляем переднюю панель корпуса с отсоединением всех разъемов;
  • снимаем уплотнитель загрузочного люка;
  • убираем малый противовес внизу бака, для чего укладываем машинку на заднюю стенку корпуса;
  • удаляем заднюю панель корпуса и разбираем привод стирального барабана — снимаем ремень и электромотор;
  • готовим стиральный узел к извлечению — снимаем подвесные пружины и амортизаторы, отсоединяем все трубки и шланги, снимаем датчики;
  • вынимаем стиральный узел и снимаем шкив, без чего невозможно разделить бак на две половины;
  • разбираем бак и достаем из него барабан, после чего получаем доступ к подшипниковому узлу;
  • разбираем подшипниковый узел (сальник, стопорные кольца, подшипник);
  • меняем износившуюся деталь и собираем все в обратном порядке.

Простой перечень действий по замене подшипника не дает полного представления о масштабе работы. Во-первых, у разных моделей есть свои нюансы крепежа. Во-вторых, состояние узлов стиральной машины может стать неприятным сюрпризом — накипь, ржавчина, повреждения вала и втулок заставят проявить изобретательность при раскручивании болтов и гаек, извлечении старого подшипника. Помимо смекалки, вам не обойтись без специального инструмента (съемников) и средств для удаления следов коррозии (WD40 или ее аналогов и т. д.). Каждая деталь, вызывающая сомнения в ее исправности, должна быть заменена. Вместе с удалением старого и установкой нового подшипника обязательно проводится ревизия системы слива воды и электромотора. 

 



Несколько дополнительных советов тем, кто решится самостоятельно менять подшипники в стиральном автомате с фронтальной загрузкой. Ввиду сложности работы следует фиксировать на фото каждый ее этап, в противном случае у вас могут остаться «лишние» детали. Никогда не применяйте чрезмерной силы при разборке и сборке узлов, иначе вы гарантированно повредите крепления и посадочные места.

Замена подшипников в стиральных автоматах с вертикальной загрузкой

Кинематическая схема стиральных автоматов с вертикальной загрузкой более надежна с точки зрения возможных поломок подшипникового узла и обеспечивает к нему доступ без разборки стиральной машины. Для этого достаточно снять боковые стенки корпуса. Подшипниковый узел вертикальных стиральных машин называется суппортом и меняется целиком в сборе. При этом необходимо использовать запчасти, указанные в каталоге производителя для конкретных моделей техники. 

Например, суппорты с маркировкой Cod.061 и Cod.062 предназначены для стиральных машин Zanussi, Electrolux, AEG с предельной скоростью отжима более 1000 об/мин. Они предназначены для установки на правую или левую сторону стирального узла, поэтому у них разная резьба — будьте внимательны. Для стиральных машин с меньшей скоростью отжима (до 1000 об/мин) предусмотрены другие суппорты. С их применением процедура замены подшипника становится проще и позволяет выполнить ее самостоятельно при аккуратном и осторожном обращении с техникой и запчастями.

Замена подшипников в стиральных автоматах с прямым приводом

Традиционная ременная передача автоматических стиральных машин достигла предела развития в рамках законов механики, поэтому для дальнейшего совершенствования конструкторы обратились к идее прямого привода, который широко применяется в других электроприборах. Использование его в бытовой технике обеспечивает ряд плюсов:

  • упрощается кинематическая схема и повышается надежность привода за счет меньшего количества подвижных частей;
  • уменьшается мощность двигателя, что снижает расход электроэнергии;
  • привод перестает быть источником вибрации;
  • снижается уровень шума.

Однако автоматическая стиральная машина сильно отличается от миксеров или кухонных комбайнов, поскольку в ней нет места для обычной установки мотора с прямым приводом. Поэтому в стиральном автомате электродвигателем стал сам стиральный узел: барабан — это ротор, бак — статор. 

Замена подшипников в стиральных машинах с прямым приводом сложнее, чем в технике с ременной передачей, и требует особой осторожности. Одно неверное движение — и можно повредить обмотки статора, которые ремонту не подлежат. В этом случае придется менять весь узел стирки в сборе. Поэтому самостоятельный ремонт автоматических стиральных машин с прямым приводом, которые в 1,5—2 и более раз дороже своих традиционных аналогов, недопустим.

Замена подшипников в стиральных автоматах с цельным баком

Начиная с 2005 года производители бытовой техники начали выпуск автоматических стиральных машин с цельным баком. По замыслу разработчиков это должно означать, что стиральный узел машин ремонту не подлежит, поскольку барабан и подшипниковый узел находятся внутри бака. Отечественные мастера по ремонту стиральных автоматов нашли выход и в этой ситуации: если бак стиральной машины нельзя разобрать, его можно распилить. Такую процедуру делают не повсеместно, но при возможности этой услугой стоит воспользоваться. 

 



Разборка стирального автомата такого типа ничем не отличается от аналогичных действий с традиционной техникой. После извлечения стирального узла из корпуса машины бак аккуратно распиливают по технологическому шву ножовкой по металлу с минимальным разводом зубьев. Впоследствии для соединения половинок их сначала скрепляют саморезами, что позволяет совместить части бака по всей протяженности шва, после чего соединяют при помощи паяльника или других устройств аналогичного действия. При таком способе ремонта главное — обеспечить герметичность.

Набор инструментов для замены подшипников в стиральных машинах

Замена подшипника в стиральной машине требует хорошей подготовки. Конструктивные особенности бытовой техники и ее состояние являются определяющими факторами для выбора инструментов и оснастки, которые необходимы для выполнения ремонта. Минимальный набор инструментов включает в себя:

  • отвертки плоские и крестовые;
  • ключи накидные и торцевые №№ 6—19;
  • шестигранник №6;
  • пассатижи;
  • воротки с регулируемым усилием;
  • съемник для извлечения и запрессовки подшипника.

В процессе разборки часто приходится сталкиваться с накипью и ржавчиной, что значительно усложняет процесс ремонта. В этих ситуациях нельзя применять избыточную силу — следует пользоваться средствами типа WD40, чтобы сохранить резьбовые соединения, очистить посадочные места. Все прокладки, уплотнители, сальники вне зависимости от их состояния также подлежат замене. 

Довольно часто для извлечения и запрессовки подшипников рекомендуют использовать разного рода выколотки, деревянные бруски, молотки. Такая технология работы с подшипниками допустима, но требует особой осторожности и навыков. Нельзя наносить удары по внутренней обойме подшипника и допускать перекосы, из-за чего повреждаются посадочные места. Необходимо обеспечить эффективную амортизацию места установки подшипника, чтобы не нарушить его геометрию. В противном случае вы получите гарантированную вибрацию барабана, устранить которую будет невозможно. 

Ударные технологии извлечения и запрессовки подшипников категорически запрещеныдля стиральных машин вертикальной загрузки и с прямым приводом. Универсальных съемников для извлечения деталей нет, поэтому при самостоятельном ремонте стиральной машины вам придется либо самому изготавливать или покупать оснастку, либо обращаться в мастерские, где есть соответствующее оборудование. Помните: самостоятельная замена подшипников чаще всего заканчивается повреждением вала, посадочных поверхностей бака и необходимостью полной замены стирального узла в сборе.

Из-за чего подшипники стиральных автоматов выходят из строя

Стиральный барабан вращается внутри бака, из-за чего подшипниковый узел подвергается воздействию воды, содержащей моющие средства. Основной причиной его поломки является вибрация, которая вызывается неправильной установкой стирального автомата на неровной или неустойчивой поверхности, а также небрежной загрузкой белья в барабан. Вибрация особенно ощутима при разгоне и торможении барабана во время центрифугирования, и не заметить ее нельзя. Одним из ее проявлений является также смещение стиральной машины со своего места. 

К вибрации приводят также неисправности амортизаторов, лопнувшая подвесная пружина, ослабление креплений противовесов. Эти устройства предназначены для стабилизации вращения барабана, они гасят вертикальные колебания и компенсируют инерционные силы. Подобные неполадки встречаются крайне редко, но исключать их тоже нельзя. В любом случае проявления вибрации нельзя оставлять без внимания. 

Вначале необходимо проверить правильность установки стирального автомата или более аккуратно перезагрузить белье. Если предпринятые меры не дали результата, приглашайте мастера по ремонту. Симптомами износа или повреждения подшипников также являются посторонние шумы, которые можно определить на слух. Они являются следствием повреждения сальника. В результате в подшипник проникает вода и происходит вымывание смазки. Иногда это заметно по масляным пятнам на выстиранном белье. 

К повреждению подшипников также приводят перегруз стиральной машины сверх установленного предела, стирка при высокой температуре без использования средств от образования накипи, игнорирование других рекомендаций производителя по ее эксплуатации. Не откладывайте устранение неполадок в долгий ящик. Неисправный подшипник или сальник легко повредит вал и втулки до такой степени, что придется полностью менять стиральный узел. 

Неполадки автоматической стиральной машины намного проще предупредить, чем устранить. Подавляющее количество случаев механических поломок является следствием нашего легкомыслия, поэтому их предупреждение на самом деле ничего не стоит. Если стиральная машина рассчитана на 3,5 кг белья, не закладывайте в нее 5 кг. Не забывайте о правилах стирки шерстяных вещей, помните о рекомендуемых моющих средствах, регулярно проверяйте и очищайте систему слива.

Несколько советов при подборе запчастей

Производители автоматических стиральных машин не рассчитывают на то, что их ремонтом будут заниматься сами владельцы. Поэтому запас прочности техники рассчитан на профессиональное обслуживание при соответствующем техническом оснащении. Это касается таких моментов, как использование инструмента с регулируемым усилием. Если вы не знаете, какую силу допустимо применять при выкручивании винтов и гаек, можно легко повредить резьбовые соединения, нарушить геометрические размеры, шкива, крестовины, центровку вала, после чего ремонт теряет смысл. В этом случае единственным выходом из ситуации остается полная замена узла. 

Подшипники стиральных автоматов также имеют свои особенности, отличающие их от автомобильных аналогов, поскольку они должны быть защищены от постоянного воздействия воды, содержащей моющие средства, которые способны растворять и вымывать смазку. Оригинальные запчасти обычно предлагаются вместе с порцией специального масляного состава, поэтому подшипники следует выбирать из каталога производителя. Для подбора аналогов надо обладать соответствующими знаниями, иначе подшипниковый узел после ремонта долго не прослужит. 

Лучшей подсказкой для правильного выбора запчастей является маркировка, по которой можно точно выбрать нужную деталь. Напоминаем, что запчасти для бытовой техники, в отличие от тех же автомобильных, не имеют ремонтных размеров. Поэтому, если новый подшипник не получается поставить на нужное место, это означает, что вал или крестовина барабана также нуждаются в замене, что чаще всего происходит в тех случаях, когда стиральную машину долгое время эксплуатировали с неисправным подшипником. 

Совет: откажитесь от идеи самому отремонтировать стиральный автомат. Сервисная служба намного надежнее, а ее услуги не настолько дорого стоят, чтобы от них отказываться. Здесь есть все необходимое для качественного ремонта: специалисты, инструменты, запчасти, оснастка, расходные материалы. Кроме того вы, получите официальные гарантии и сбережете немало своего времени. В условиях сервисного центра замена подшипника в стиральной машине занимает 3—4 часа, а доморощенному мастеру этого времени хватает только на то, чтобы убедиться, что он взялся за непосильное дело.

Просмотров: 16526